Курс математической физики с использованием пакета Maple. Учебное пособие Д. П. Голоскоков

29.05.2015 Светлана 5 комментариев

Сборник произведений 7 книг Водители дирижаблей. Цикл из 4 книг Максим Горький. Ссылки удалены по требованию правообладателя Нерабочая ссылка? С этой публикацией часто скачивают: Методы решения сеточных уравнений Название: Методы решения сеточных уравнений Автор: Теория разностных схем Название: Теория разностных схем Автор: Приближенные методы математической физики Название: Приближенные методы математической физики Автор: Уравнения математической физики Название: Уравнения математической физики Автор: Сборник задач по уравнениям математической физики Название: Если протяженность электрической цепи велика например, телеграфные линии или линии передачи энергии , то такую цепь нельзя характеризовать сосредоточенными параметрами сопротивлением, емкостью, катушкой самоиндукции.

В простейшем случае, когда электрическая цепь имеет большую протяженность, можно говорить о линиях с распределенными параметрами. При изучении таких линий учитывают сопротивление проводов, индуктивность линии, утечку тока в атмосферу вследствие отсутствия изоляции провода или ее несовершенства, а также взаимную емкость между проводами или между проводом и землей.

Мы будем рассматривать однородную линию, то есть линию, для которой сопротивление, индуктивность, утечка и емкость распределены вдоль провода непрерывно и равномерно; для наглядности будем считать линию двухпроводной рис. Будем считать, что линия электропередачи обладает омическим сопротивлением R, самоиндукцией L, емкостью С и утечкой изоляции g, рассчитанными на единицу длины. Эти функции и являются искомыми; они связаны двумя дифференциальными уравнениями, которые мы сейчас выведем.

Уравнения математической физики 3. Если у Вас нет личного кабинета - Зарегистрируйтесь в системе. Курс математической физики с использованием пакета Maple [Электронный ресурс]: В учебном пособии рассмотрены классические методы интегрирования дифференциальных уравнений в частных производных второго порядка, метод интегральных преобразований в конечных и бесконечных пределах, элементы теории интегральных уравнений, а также приближенные методы решения задач математической физики вариационные методы и метод сеток.

Основное внимание деляется конструктивным методам, с помощью которых можно построить явное решение задачи. Изложение иллюстрируется большим количеством подробно разобранных примеров и задач. Особенностью учебного курса является широкое использование системы аналитических вычислений Maple при решении учебных задач математической физики.


Автоматизация производственных процессов в машиностроении. Учебное пособие Е. Э. Фельдштейн, М. А. К

29.05.2015 Кир 1 комментариев

Автоматизация производственных процессов в машиностроении: Учебное пособие Рассмотрена автоматизация процессов изготовления деталей, их загрузки, ориентирования, соединения и выгрузки, автоматизированные транспортные системы и системысмены режущих инструментов.

Представлены… — Новое знание, формат: Корниевич Автоматизация производственных процессов в машиностроении. Представлены… — Новое знание, Инфра-М, формат: Среднее профессиональное образование Подробнее Представлены… — Инфра-М, Новое знание, формат: Учебное пособие для ВУЗов стр. Отражен опыт создания и применения роботизированных технологических комплексов, предназначенных для автоматизации процессов изготовления изделий, выпускаемых в машиностроении и… — КноРус, формат: Учебное пособие Отражен опыт создания и применения роботизированных технологических комплексов, предназначенных для автоматизации процессов изготовления изделий, выпускаемых вмашиностроении и приборостроении… — КноРус, формат: Все книги на сайте представлены исключительно в ознакомительных целях!

Ссылки на книги взяты из открытых источников на просторах интернета. Авторам, желающим внести поправки, просим связаться с администрацией.

Автоматизация производственных процессов в машиностроении. The 3D Printing Handbook: Другие новости по теме:. Технология радиоэлектронных устройств и автоматизация производства Применение промышленных роботов Рудничная автоматика Автоматизация и управление в технологических комплексах Технические средства автоматизации: Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка": Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.

Будет произведена лексикографическая сортировка. Фельдштейн, Евгений Эммануилович - Автоматизация производственных процессов в машиностроении [Текст]: Marc21 Скачать marcзапись Скачать rusmarc-запись Показать LDR cam a i Корниевич Выходные данные Москва: Новое знание, Физическое описание с.

Машиностроение -- Технология машиностроения. Обработка металлов -- Обработка металлов резанием -- Автоматизация -- Учебник для техникумов и профессиональных школ. Обработка металлов -- Сборка машин и механизмов -- Автоматизация -- Учебник для техникумов и профессиональных школ.


Педагогика школы. новый стандарт. учебное пособие в. в. воронов

29.05.2015 Григорий 5 комментариев

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.

Зарождение воспитания как особого вида деятельности Сколько людей с тоской и горечью вспоминают тот ужас, который вызывали у них толстые и сложные учебники по этой дис-циплине.

А в схемах, таблицах и опорных конспектах она выглядит вполне доступно, понятно, можно разобраться и выучить гораздо легче. Кому-то педагогика после такого изучения, может быть, станет интересной, Излагаются содержание и особенности воспитания и образования в зарубежных странах и в России. Освещается просветительская деятельность выдающихся зарубежных и отечественных педагогов.

Впервые в отечественной учебной литературе показано влияние быта и обычаев народа на воспитание детей. Авторская школа раннего плавания 1 фото. Если вы обнаружили ошибку в описании книги " Педагогика школы: Учебное пособие для студентов-педагогов и учителей " автор Воронов Владимир Викторович , пишите об этом в сообщении об ошибке.

У вас пока нет сообщений! Рукоделие Домоводство Естественные науки Информационные технологии История. Исторические науки Книги для родителей Коллекционирование Красота.

Искусство Медицина и здоровье Охота. Собирательство Педагогика Психология Публицистика Развлечения. Камасутра Технические науки Туризм. Транспорт Универсальные энциклопедии Уход за животными Филологические науки Философские науки.

Экология География Все предметы. Классы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Для дошкольников. Каталог журналов Новое в мире толстых литературных журналов. Скидки и подарки Акции Бонус за рецензию. Лабиринт — всем Партнерство Благотворительность. Платим за полезные отзывы! Вход и регистрация в Лабиринт. Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно. Войти по коду скидки.

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях! Войти через профиль в соцсетях. Откроется окно подтверждения авторизации, после этого вас автоматически вернут в Лабиринт. Вход для постоянных покупателей. Введите Ваш логин в ЖЖ, и цена товаров пересчитается согласно величине Вашей скидки. Введите Логин в ЖЖ: Введите e-mail или мобильный телефон, который Вы указывали при оформлении заказа.

Примем заказ, ответим на все вопросы. Укажите регион, чтобы мы точнее рассчитали условия доставки.


Материаловедение для маляров. Учебное пособие В. Д. Чмырь

29.05.2015 protimater1990 0 комментариев

Подробно описаны пигменты и наполнители, связующие для водных и неводных окрасочных составов, вспомогательные материалы, лаки, окрасочные составы, обои, пластики, пленки, ма-стики. Учебник может быть использован для проф.

Состояние как на фото. Спасибо за проявленный интерес к моим лотам! Встречаться, смотреть и забирать можно в Советском районе на АМЗ. По договоренности доставлю по городу. Отправлю в любой город страны и за границу. При покупке нескольких лотов стоимость пересылки на условиях "как за одну посылку".

После отправления предоставляю скан документа с номером посылки, для дальнейшего отслеживания груза. Оборудование для сборки учебное пособие по технологии Физика - Moscow State University. Учебное пособие для студентов экономического факультета Физика - Moscow State University. Учебное пособие для студентов Политология реферат по политологии Политические науки - Moscow State University. Логика Учебное пособие для юридических вузов.

Математика - Академия управления и предпринимательства АУП. Получите войдите в свой аккаунт в Docsity. Компьютеры Физика Химические науки Науки о Земле. Полиграфия Литературоведение Марксистско-ленинская литература Педагогика дошкольная, школьная, общая Политология. Антарктика Африка Европа Путешествия. Географические открытия Разное о странах и континентах Страны и континенты - Общие работы Промышленность Лёгкая и пищевая промышленность Лесная промышленность Машиностроение.

Переработка Пчеловодство Растениеводство общее Растениеводство отдельных культур Рыбное хозяйство Сельское хозяйство - Общие вопросы Справочники по сельскому хозяйству Справочная литература Карты и атласы. Топография, геодезия Словари Словари иностранных языков Справочники. Энциклопедии Транспорт Автодорожный транспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Другое Железнодорожный транспорт и метро Транспорт - Общие вопросы Учебная литература Пособия для абитуриентов и самообразования Пособия для воспитателей в дошкольных учреждениях Пособия для учителей средней школы Пособия для школьников Учебники и самоучители иностранных языков Философия Античная философия Восточная философия Другие аспекты философии Зарубежная философия Новейшего времени XX-XXI вв.

Философия Средневековья, Возрождения Эстетика Этика. Поэзия до XX в. Приключения Приключения и фантастика: Проза отечественная до XX в. Материаловедение для маляров Профтехобразование. Высшая школа Место издания: Извините, эта книга уже продана. Аннотация Приведены общие сведения о строительных материалах, применяемых при производстве малярных и обойных работ, а также их основные физико-механические и технологические свойства.


Административное право в схемах и таблицах. Учебное пособие Н. Г. Деменкова, М. С. Игнатова, И. Ю. С

29.05.2015 Тимофей 5 комментариев

П, поэтому доверять информации можно. Я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта, даю согласие на обработку перс. Подарки к любому заказу от р. Вступить в Лабиринт У меня уже есть код скидки. Здесь будут храниться ваши отложенные товары. Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! Вступить в Лабиринт У меня уже есть аккаунт. Ваша корзина невероятно пуста. Не знаете, что почитать?

Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события. Сумма без скидки 0 р. Вы экономите 0 р. Пять детских книг в классной сумке. Забирайте заказы без лишнего ожидания. Административное право в схемах и таблицах.

Учебное пособие Проспект Настоящее учебное пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного материала с использованием нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. Учебное пособие Деменкова Наталья Геннадьевна,Стариков Илья Юрьевич,Игнатова Мария Сергеевна Настоящее учебное пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного материала с использованием нормативных актов, содержащих административно-.

Учебное пособие" Деменкова, Стариков. Учебное пособие На складе. Аннотация к книге "Административное право в схемах и таблицах. Учебное пособие" Настоящее учебное пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного материала с использованием нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. Иллюстрации к книге Деменкова, Стариков, Игнатова - Административное право в схемах и таблицах.

Рецензии и отзывы на книгу Административное право в схемах и таблицах. Новые рецензии Дата Рейтинг Бериславова Мирослава Автор рецензии покупал эту книгу в Лабиринте. Все отзывы и рецензии 6. Авторское право на произведения литературы в Российской империи. Законы, постановления 3 рец. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие 3 рец. Хотите похудеть, начать правильно питаться, завести здоровые привычки, прийти в форму?

Умная, красивая, интересная, стильная, успешная — и при этом одна? Если тебя беспокоит вопрос, что…. В книге раскрыты главные секреты методики Уколовой, которые работают в любой отрасли, как на B2B,…. Если в вашем магазине: В книге уделяется значительное внимание психологическим аспектам в риэлторской деятельности. Рассматривается содержание предпринимательства как профессиональной деятельности,….

В книге представлены простые и доступные методы достижения длительной здоровой активной жизни,…. Когда приходят нужные люди, деньги, ресурсы, встречи,…. Редко встретишь книгу, от которой станет на душе тепло и светло. Эта книга состоит из множества…. Из этой книги вы узнаете: Как создавались гильотина и электрический стул?

В каких странах до сих…. Рассматриваются действия предпринимателей по управлению собственным бизнесом на предстартовой…. Ручир Шарма, разработчик инвестиционной политики компании Morgan Stanley, рассматривает….

Эта нестандартная книга по психологии основана на реальных событиях… А. Книга, написанная в соавторстве двумя замечательными специалистами по работе с мышлением и…. В монографии коллективом авторов рассмотрены вопросы профессионального становления и мотивации….

Она проводила вечера на коктейльных вечеринках и…. Эта феноменальная книга уже у всех на слуху, и она меняет жизнь людей во всем мире, позволяя им…. Цифровые игры не просто развлечение и тем более не бессмысленное времяпрепровождение. Купить за 74 руб на Озоне. Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта.

Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Учебное пособие Настоящее учебное пособие составлено на базе обобщенного научного и учебного материала с использованием нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы.

Материал излагается в удобной для… — Проспект, Подробнее Административное право в схемах и таблицах.


1000 самых распространенных английских слов. Учебное пособие Шевелева С.А.

29.05.2015 Аполлинария 1 комментариев

При отборе автор руководствовался популярностью тех или иных идиом, их ролью в языке. Данные устойчивые выражения являются органической частью языка любого носителя, они необходимы для беглой, грамотной, выразительной речи. Отобранные идиомы систематизированы по структурному принципу. Первая часть пособия содержит идиомы-словосочетания существительных, вторая - идиомы-глагольные словосочетания.

Для удобства читателя идиомы даются в алфавитном порядке. Учебное пособие Шевелева Светлана Александровна Данное учебное пособие - прекрасный помощник в преодолении типичных лексико-грамматических трудностей, встречающихся при изучении английского языка. Посредством разбора самых распространённых ошибок закрепляется правильное употребление английских глаголов, существительных и прилагательных. Теоретический материал и примеры "сложных случаев" сопровождаются упражнениями с ключами.

Учебно-практическое пособие Шевелева Светлана Александровна Данный разговорник послужит вам хорошим помощником при общении с иностранцами на английском языке, так как охватывает самые различные ситуации как при поездках за рубеж, так и внутри нашей страны.

По каждой теме предлагаются слова, словосочетания и предложения, которые вы можете услышать, и те, которые вам нужны для вашего собственного высказывания. Все слова, словосочетания и предложения даются с переводом на английский язык с русской транслитерацией.

В конце разговорника предлагаются краткие грамматические сведения, которые помогут вам быстрее понять или вспомнить правила употребления слов и построения предложений. Другие книги серии Изучение английского языка. Учебное пособие Васильева Елена Анатольевна Изучение иностранного языка — это не только упорный труд, но и большое удовольствие. Игра позволяет избавиться от страха перед чужим языком, помогает пробудить и поддерживать интерес к нему, совершенствовать практические навыки владения языком, В справочнике в алфавитном порядке представлен список из наиболее распространенных английских фразовых глаголов и их русских эквивалентов.

Также вниманию читателей предложен ряд некоторых основных глаголов с различными предлогами, объяснены их English verb tenses for lazybones. Времена английских глаголов для ленивых Васильева Е. Один из основных навыков в изучении иностранного языка — уверенность в использовании различных грамматических структур.

Данный гид поможет вам быстро разобраться в многочисленных глагольных формах английского языка. Такие важные категории как голос, Grammar rules help to understand the language structure, to see how it normally works. However, when you learn grammar rules you also have to meet various exceptions that on the one hand may seem confusing at first, but on the other hand they are Хрестоматия по англо-американской литературе для изучающих английский язык.

Адаптированное чтение Камянова Татьяна Григорьевна В хрестоматии представлены произведения и отрывки из произведений английской и американской литературы, адаптированные для изучающих английский язык на всех уровнях - от народных сказок для начинающих, до образцов приключенческой, романтической, In the reference guide most common grammar rules are put together and explained in a Learning English through games.

Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Другие книги схожей тематики: Учебное пособие самых распространенных английских слов. Проспект, — Проспект, формат: Учебное пособие Данное издание станет прекрасным подспорьем для всех, кто когда-то учил английский язык, но из-за отсутствия разговорной и письменной практики сузил свой лексический запас. В пособии приводится… — Проспект, Изучение английского языка Подробнее Учебное пособие Данное издание станет прекрасным подспорьем для всех, кто куда-то учил английский язык, но из-за отсутствия разговорной и письменной практики сузил свой лексический запас.

В пособии приводится тысяча… — Проспект, Подробнее Шевелева самых распространенных английских слов. В пособии приводится… — Проспект, формат: Экспорт словарей на сайты , сделанные на PHP,.


Морфофизиология тканей. Учебное пособие В. В. Давыдов, М. М. Лапкин, В. О. Самойлов, В. А. Черешнев

29.05.2015 Софон 4 комментариев

Характеристика гладкой мышечной ткани 3. Краткая характеристика немышечных сокращающихся клеток Вопросы и задания для самоконтроля Раздел 4. Значение, состав и свойства нервной ткани 4. Развитие нервной ткани 4. Нейроны и их морфофункциональная характеристика 4. Строение и функции химических синапсов 4. Строение и функции электрических синапсов 4.

Механизмы возникновения мембранного потенциала 4. Отличия местного локального ответа мембранного потенциала и распространяемого возбуждения потенциала действия 4. Основные закономерности проведения возбуждения по нервным волокнам 4. Основные клетки нейроглии и их краткая характеристика Вопросы и задания для самоконтроля Раздел 5. Интеграция тканей в органы и системы Вопросы и задания для самоконтроля Список рекомендуемой литературы Об авторе Давыдов В.

Последние поступления в рубрике " Медицина " Пропедевтика внутренних болезний. В учебном пособии изложены современные методы клинического, лабораторного и инструментального обследования пациентов терапевтического профиля.

В книге освещены новейшие данные традиционной рентгенодиагностики, рентгеновской компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвуковой диагностики, радионуклидной диагностики, изложены физико-технические основы методов лучевой диагностики, возможности отдельных технологий медицинской визуализации при исследовании различных органо В учебнике подробно освещаются особенности боевой терапевтической патологии.

Материал изложен с учетом данных современных локальных и региональных конфликтов, а также крупных аварий на промышленных объектах. Если Вы задавались вопросами "где найти книгу в интернете? На сайте книжной поисковой системы Книгопоиск Вы можете узнать наличие книги Давыдов В. Учебное пособие в интернет-магазинах.

Также Вы можете перейти на страницу понравившегося интернет-магазина и купить книгу на сайте магазина. Учтите, что стоимость товара и его наличие в нашей поисковой системе и на сайте интернет-магазина книг может отличаться, в виду задержки обновления информации. Учебное пособие Давыдов В. В данном учебном пособии рассмотрены основные виды и свойства живых тканей человека. Гистология, цитология и эмбриология. Практическое пособие "Гистология, цитология и эмбриология. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов Автор: Учебное пособие "Развитие и строение органов ротовой полости и зубов" под ред.

Руководство для врачей и лаборантов Автор: Руководство для врачей и лаборантов" под ред. Практическое руководство "Цитофизиология" под ред. Изложена в книге история развития гистологии как науки, освещена Частная гистология человека Автор: В учебном руководстве "Частная гистология человека" под ред.

Изложены также клиническая связь с Разделы содержат дополнительный материал - кл Гистология человека в мультимедиа. В представленной книге "Гистология человека в мультимедиа" рассматриваются предмет и задачи гистологии как научной дисциплины, уровни структурно-функциональной организации живого, освещено развитие ми Общая и частная Автор:


Новейшие конструктивные системы в формировании архитектурной среды. Учебное пособие В. Ф. Колейчук

29.05.2015 Нинель 3 комментариев

Член группы "Движение", продолжатель традиций русского конструктивизма. Для его творчества характерны легкие , невесомые, структуры. Обосновал свои художественные идеи и технические изобретения, например принципы "самовозводящихся" и "мгновенно-жестких" т.

Учебное пособие Книга Вячеслава Фомича Колейчука - архитектора, конструктора, изобретателя, художника - знакомит читателя с новыми тенденциями в развитии современной архитектурно-конструкторской мысли и… — БуксМАрт, Подробнее Колейчук Новейшие конструктивные системы в формировании архитектурной среды. Учебное пособие Книга Вячеслава Фомича Колейчука - архитектора, конструктора, изобретателя, художника - знакомит читателя с новыми тенденциями в развитии современной архитектурно-конструкторской мысли и… — БуксМарт, формат: Новейшие конструктивные системы в формировании архитектурной среды.

Все остальные претензии принимаются только в случае предоставления подтвержденных доказательств. Встречи от суммы в руб. Возможны встречи в г. Москве для сумм покупок до руб. Сумма покупки оплачивается отдельно при встрече наличными. В случае Вашего неприхода на встречу сумма руб. Возможна пересылка по Москве. Тарифы такие же как по России, см.

В некоторые дни месяца совсем не могу встречаться. Возможны встречи утром в выходные дни на ст. Новые условия почтовых тарифов на www. Webmoney , Yandex -деньги, Western Union , в некоторых случаях можно заплатить на моб.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос: Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.


Эмпирическая социология. Учебное пособие А. Л. Темницкий

29.05.2015 laeroggaho 5 комментариев

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар": Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку " " перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе. Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки.

Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: В учебном пособии рассматриваются все необходимые этапы для проектирования, проведения и анализа данных социологического исследования. Комплексно увязываются лекционные материалы, практические задания и компьютерные занятия.

Данная работа предназначена для студентов, преподавателей, практиков, всех интересующихся технологией проектирования, проведения, анализа данных и подготовкой отчета по результатам социологического исследования. Обо всём этом и не только в книге Эмпирическая социология. Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Я в последнее время часто сталкиваюсь с проблемой: Я снова в релакс-режиме: Я никогда не просматриваю аннотации и рецензии к книгам до того, как их прочесть.

Ориентация на создание исследовательской команды из числа студентов одной группы человека при разработке темы первичного или повторного исследования, предполагающего самостоятельный сбор, обработку и анализ данных.. Ориентация на индивидуальную работу при формулировке темы на основе вторичного анализа имеющихся массивов. Работа в команде по темам, предполагающим вторичный анализ данных не допускается. Формулировка одной темы на всю студенческую группу. В этом случае вся группа рассматривается как исследовательская секция, которая под руководством преподавателя разрабатывает и реализует один проект.

Разработка темы прикладного исследования под конкретный заказ. Вначале осуществляется поиск заказчика. Затем формулируется тема исследования 5. Разработка темы для предполагаемого заказчика. Заказчик не ищется, но предполагается определенная служба, подразделение университета, государственная или коммерческая организация и др. Ориентация при выборе темы на решение актуальной социальной проблемы, возможное приращение теории. Такой подход к проблеме выбора и формулировки темы позволяет выделить основные виды учебных социологических исследований по заданным основаниям табл.

Таблица 2 Основные виды учебных социологических исследований Основания классификации Жесткость-мягкость при выборе темы Вид, краткая характеристика принципов исследования Исследование по жестко заданной схеме.

Выбор темы из списка предложенных преподавателем, без возможности ее корректировки. Указывается конкретный метод сбора, обработки данных. Исследование по ориентационной схеме. Выбор темы из предполагаемых преподавателем и ее обязательная корректировка с учетом интересов студента. Согласование методов сбора и обработки данных с преподавателем.

Инициативное исследование по свободной теме, с Первичное исследование на основе самостоятельно разработанной программы, инструментов сбора данных. Повторное исследование на основе ранее выполненных студенческих исследований. Вторичное исследование на основе массивов данных репрезентативных опросов или на основе кейс-стади отдельных предприятий, учреждений, выполненных в рамках академических программ. Групповое исследование в составе человек. Применяется при разработке первичного исследования, предполагающие необходимость коллективных усилий при организации полевого этапа, ввода и обработки данных.

Индивидуальное исследование при проведении вторичного анализа данных имеющихся массивов. Вся группа на весь семестр объявляется исследовательской секцией с одной общей темой. Прикладное исследование для реального заказчика заказ. Внутренний и внешний по отношению к институту заказчик. Прикладное исследование для воображаемого предполагаемого заказчика.

Эмпирическое исследование, направленное на дополнительное изучение социальной проблемы, поиск, выявление социальных связей, фактов в целях приращения теоретического знания Задание 1.

Формулировка темы учебного исследования Анализ соответствия сформулированных тем основным методическим критериям социологического исследования Неправильно сформулированная тема может направить разработку всей программы исследования в неверное русло.

Участники исследования могут стать заложниками неправильно сформулированной темы. Например, невозможно реализовать в конкретном социологическом исследовании тему: Она слишком широко сформулирована и может быть темой исторического, экономико - статистического и даже журналистского исследований.

Для конкретного социологического исследования важно уже с первых шагов отделить известное от неизвестного, проблемное от непроблемного, наметить направления временной и пространственной локализации выбранной темы.

Требования к обоснованию темы а обоснование собственного субъективного выбора этой темы: Меня нас привлекла данная тема, т. Какое значение выбранная тема может играть для современной социальной практики? В чем оно выражается? В чем, по вашему мнению, заключается проблемность выбранной темы.

Что, прежде всего, требует изучения в связи с выбранной темой, каких данных не хватает, чтобы прояснить сложившуюся проблемную ситуацию, наметить пути по ее решению. С Дополнительная литература Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. Введение в прикладную социологию. М, С Методология и программа социологического исследования Практическое задание к теме лекции 2.

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели исследования Основные положения по теме лекции Программа - главный стратегический документ социологического исследования. Ее цель представить общую схему или план исследования, изложить его концепцию. Разработка программы является необходимым элементом любого вида социологического исследования.

Она предваряет все другие процедуры исследования и составляет их методологическую основу. Приступать сразу к разработке инструментария анкеты, плана интервью, дневника наблюдения и др. Представления начинающих исследователей, что Конструирование вопросов анкеты весьма интересное и увлекательное занятие, но без определенного плана, цели и выдвинутых заранее гипотез заводит в обычно в тупик, либо превращается в бесконечное творчество по придумыванию все новых и новых вопросов.

Хорошо разработанная программа имеет не только определенный план действий, но и задает логический ход и границы наших замыслов. Ее главная методологическая функция в определении научной и практической значимости изучаемой проблемы, формулировке цели и определении средств ее достижения. Методическая функция программы содержит общий логический план исследования, на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к сбору эмпирических данных.

Анализ полученных данных позволяет зафиксировать устойчивые социальные связи социальные факты и на их основе дать теоретические обобщения и практические рекомендации. Рассмотрение основных функций программы позволяет подразделить ее на две части.

Программа состоит из методологического и методического разделов табл. Таблица 1 Структура программы социологического исследования Разделы Методологический: Обоснование и построение выборки. Определение объекта и предмета 2. Обоснование методов сбора данных 3. Определение цели и постановка 3. Описание структуры задач инструментария схема выборки, анкета 4. Выделение и интерпретация 4. Обоснование схемы обработки и ключевых понятий анализа данных 5.

Рабочий план исследования Прежде всего, не следует путать проблему исследования с его темой. Тема всегда шире, чем проблема и содержит, как правило, указания на объект и проблему, но не описывает специфичности исследуемой проблемы. Следует также знать, что беспроблемных исследований не бывает.

В противном случае речь может идти об обследованиях, когда главным является объект как правило, социальные группы и строго регламентируемый стандартными процедурами процесс его изучения с целью максимально достоверной диагностики состояния так, как, к примеру, это делается врачами в медицинских учреждениях или статистиками при обследовании бюджетов использования времени домохозяйств.

Однако, несмотря на, казалось бы, видимое невооруженным взглядом множество окружающих нас проблем, их формулировка в научном исследовании дело весьма непростое. Можно выделить три основных этапа разработки проблемы исследования: Носителем социальной проблемы всегда является объект исследования, поэтому описание проблемной ситуации предполагает раскрытие состояния в его функционировании и развитии, характеризующееся, как правило, неустойчивостью положения, отсутствием должного знания и информированности, возможностей изменения сложившегося положения.

В качестве проблемной ситуации могут выступать: Главное нужно понимать, что проблемная ситуация является исходным пунктом при проектировании социологического исследования. При описании проблемной ситуации необходимо раскрыть а характер и суть исследуемой проблемы, б общий Лучше всего начать с некоторой общей постановки вопроса ясной и хорошо воспринимаемой и понимаемой , а затем уже к более детальной информации о предполагаемых границах и хронологических рамках.

Постановка проблемы - это обоснование ее актуальности, научной и прикладной значимости. Проведение учебного исследования также требует краткого обзора литературы, поскольку без этого нельзя быть уверенным, что данная проблема отличается новизной в постановке исследовательских вопросов. Задача как можно более точно разграничить проблематичное неизвестное от непроблематичного известного , существенное от несущественного, относится к числу основных формальных требований к развертыванию проблемы.

Этап постановки проблемы можно считать завершенным, если исследователь формулирует ряд конкретных вопросов, изучение которых является актуальным. Проблема исследования часто формулируется в виде противоречия. Такое гносеологическое понимание проблемы придает ей практический смысл осознанного противоречия между знанием о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.

В наиболее кратком выражении проблема выступает здесь как знание о не знании: Итак, проектирование конкретного социологического исследования предполагает вычленения частных проблем из общих, выделения такого количества проблем, которое не ставит под сомнение возможности их изучения в рамках данного проекта, избегания расплывчатости и При постановке проблем в социологических исследованиях в отличие от исследований в естественных и технических науках определяющую роль играет интерес самого исследователя, а в нынешних условиях полипарадигмальности социологии еще и возможность использования любой из парадигм, либо целой группы парадигм.

Формулирование проблемы носит всегда авторский характер. Дать строго регламентированный набор рекомендаций, выполнение которых позволит идеально сформулировать проблему исследования нельзя, можно лишь поделиться некоторыми примерами в постановке проблемы социологического исследования.

В новых, складывающихся под влиянием процессов мировой глобализации, растущих рисков и неопределенности, условиях жизни ужесточаются требования ко всем социальным группам, составляющим интеллектуальную, политическую и деловую элиту общества. В этих условиях ни семейные связи, ни наличный капитал, ни кастовые глухие перегородки круга общения не могут ее защитить от зачастую нелицеприятных Удержание элитой лидерских позиций в неблагополучном обществе возможно лишь на короткое историческое время и то только путем стагнации жизненно важных для большинства населения сфер жизни, свертывания демократических завоеваний.

Стратегически эффективным путем выживания и развития современных обществ в нестабильных условиях может стать курс на расширение доступа к получению качественного высшего образования способной молодежью, представляющей все социальные группы и слои населения.

Как возможен переход от сложившегося, по сути, элитарного образования во многих престижных вузах России, к элитному как более открытому, ориентированному на отбор наиболее способных представителей молодежи из всех социальных слоев населения? Как отражается в настроениях, ценностных ориентациях и поведении студенчества основное противоречие сферы высшего образования России: Насколько сильно выражена социально-экономическая дифференциация в студенческой среде различных вузов и каково ее влияние на отношение к учебе и жизни в целом?

Как фактор различий в формах обучения платности бесплатности детерминирует процесс профессионального самоопределения и качество подготовки специалистов высшего уровня? Какое влияние оказывают на процесс получения элитного образования различия в качестве и формах преподавания, материально-технической базе и социальной инфраструктуре университетов? Насколько соответствует действительности представления о том, что получение элитного образования открывает дорогу в элиту общества представителям других социальных групп?

Как соотносятся устремления разных групп студенчества в сфере образования и их реализация? Какова эффективность сложившихся в разных вузах форм отбора наиболее талантливых и способных юношей и девушек к получению Эти и другие вопросы составляют проблемное поле исследования предлагаемого проекта.

Найдите достоинства и недостатки в предложенном варианте. Дайте свой вариант формулировки проблемы социологического исследования по этой теме.

Определение объекта и предмета исследования. Объект - совокупность единиц исследования, обладающих признаками, изучение которых является непосредственной целью или предметом исследования. В широком смысле объект - носитель социальной проблемы.

При выявлении объекта исследования часто задается вопрос: Ответ на этот вопрос положительный - один и тот же объект в рамках конкретного социологического исследования может быть предметом множества исследований. К примеру, при изучении самых многообразных проблем, связанных с отношением к выбранной профессии, учебе, свободному времени, взаимоотношениями с товарищами по учебе и преподавателями студентов МГИМО - объект исследования может быть одним и тем же - студенты МГИМО.

Однако это вовсе не означает, что при определении объекта исследования в программной части можно ограничиться этими двумя словами. Окончательное определение объекта исследования основывается на двух взаимосвязанных процессах: Рассмотрим более подробно эти процессы. При анализе изучаемой проблемы в качестве объекта исследования вычленяют ту сферу социальной действительности, которая содержит то или иное социальное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации.

Анализ изучаемой проблемы вовсе не обязательно приводит к выводу, что ее носителем выступают индивиды, обладающие определенными свойствами. Нередко объектом могут выступать группы, организации, территориальные общности, ситуации, события, письменные материалы, документы.

Из малых групп чаще всего объектом является семья, первичный трудовой коллектив, студенческая группа. Но все же чаще всего объектами социологических исследований выступают люди, а не вещи и процессы. Это делается, прежде всего, по соображениям доступности и соотносимости отбираемых объектов с их генеральной совокупностью. Объект легко выделяется, когда используются социально-демографические признаки пол, возраст, образование и др. Системный анализ объекта - комплекс элементов и связей, образующих в своем взаимодействии органическое целое Предварительный системный анализ объекта состоит в максимально возможном расчленении объекта при сохранении его целостности.

Системное рассмотрение объекта предполагает изучение его как некоторой целостности с вычленением образующих его элементов и их характеристикой, описанием функций этих элементов, а также взаимосвязи между ними и каждого элемента с системой.

Одной из процедур разработки программы исследования, позволяющей уточнить проблемную ситуацию, предмет и создающей предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц, является построение модели объекта в виде системы факторов. Обычно выделяют внешние и внутренние, общие и специфические, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. В полном представлении объекта это будут студенты всех курсов, мужского и женского пола, бюджетной и договорной форм обучения, москвичи и иногородние, россияне и иностранцы.

Факторная интерпретация выделенного объекта на предварительном системном анализе уже будет носить авторский характер табл. Необходимо также различать теоретический, планируемый и реальный объекты. На теоретическом уровне объект имеет максимальный объем, соображения организационного характера не принимаются. При планировании объекта происходит Реальный объект - доступный для исследования за минусом отказавшихся и отсутствующих. Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Предмет социологического исследования устанавливает познавательные границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном исследовании. Четкое определение предмета исследования основывается на этапе постановки проблемы и ее формулировки, а также обеспечивается предварительным системным анализом объекта. Предмет исследования чаще всего имеет сложную структуру. Так, изучение мотивации выбора профессии будущими специалистами - международниками, требует выяснения объективных и субъективных условий статуса, престижности, востребованности данной профессии, ценностных ориентаций, представлений об идеальных и отражения реальных характеристик работы и др.

Итак, объект и предмет исследования соотносятся как объективное и субъективное. Объект всегда независим от исследователя, является ответом на вопрос: Определение цели и постановка задач Цель социологического исследования - модель его ожидаемого результата решения проблемы , которая может быть достигнута с помощью проведения исследования.

В прикладном социологическом исследовании цель должна быть обязательно согласована с заказчиком, либо он сам ее задает. При отсутствии реального заказчика цель определяется самим В качестве предполагаемых заказчиков могут выступать как абстрактные социальные институты образование, наука, семья , так и их конкретные представители министерства, ведомства, молодежные организации.

В качестве возможных заказчиков можно также рассматривать ректорат, деканат, кафедры и различные подразделения института. Важно уже на первых этапах определения цели понимать, что прикладное социологическое исследование всегда направлено на решение конкретных практических задач функционирования и развития изучаемого объекта. По отношению к цели задачи являются необходимым средством ее достижения, они носят инструментальный, вспомогательный характер.

Задачи социологического исследования раскрывают содержание предмета, согласуются с гипотезами. Основная методическая функция задач исследования: Обычно выделяют основные и дополнительные задачи исследования.

Основные задачи непосредственно связаны с целью исследования, ориентированы на решение главной проблемы, дополнительные - могут быть логически не связаны с целью и направлены на решение методических вопросов, подготовку будущих исследований, проверку дополнительных гипотез.

Дополнительные задачи исследования могут возникнуть по ходу анализа поставленных проблем. То есть, необходимо учитывать, что формулировка задач исследования - это не единовременный акт, а процесс, в котором невозможно предусмотреть заранее всю их последовательность. В учебном исследовании необходимо сформулировать только одну цель и столько задач, сколько нужно, чтобы достичь поставленной цели. Задачи исследования всегда согласуются с гипотезами. Поэтому задачи исследования, как правило, конкретизируются после выдвижения гипотез.

Формулировка проблемы, определение объекта и предмета, постановка цели исследования Почему данная тема рассматривается как актуальная? Личностные основания выбора темы чем она привлекла именно Вас?

Изучалась ли ранее данная тема? Что, на ваш взгляд, нуждается в дополнительном изучении или требует новых подходов к изучению?

Как локализуется изучаемая проблема в пространстве и во времени? Дать формулировку проблемы в виде одного или нескольких исследовательских вопросов или как противоречия. Выбирается и обосновывается использование только одной парадигмы, ее конкретной концепции и автора. Например, для изучения социального самочувствия московских студентов предлагается использовать концепция типов социальной адаптации Р.

Возможно также использование теоретических концепций политологии для студентов - политологов экономической теории например, модели экономического человека - для студентов - экономистов. Например, студенты - пользователи интернета, студенты младших и старших курсов. Необходимо дать указания на используемые социально-демографические характеристики как важные для исследования признаки объекта это же является отражением системного анализа объекта. Указание на свойства и стороны объекта, характеризующие исследуемую проблему например, отношение студентов - пользователей интернета к учебе с дальнейшим пояснением и обоснованием.

С Дополнительная литература Батыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. С Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов. С Основы прикладной социологии.

С Практикум по прикладной социологии. Как организовать и представить исследовательский проект. С Выдвижение гипотез и определение задач в социологическом исследовании Практическое задание к теме лекции 2. Формулировка исходной гипотезы и следствий из нее, определение задач исследования Их выдвижение и последующая проверка на материалах собранных данных задают главное направление всего исследования.

Все другие элементы социологического исследования - формулировка проблемы, цель и задачи, выборка, инструментарий, сбор данных, их обработка и анализ, рабочий план выполняют по отношению к гипотезам обслуживающую роль.

Гипотеза - научное предположение о структуре объектов, о характере и сущности связи между ними, о факторах, обусловливающих эти связи. В широком смысле слова под гипотезой подразумевают любое предположение, допущение, предсказание или догадку, истинность которых остается неизвестной, и которые служат для предварительного объяснения и предсказания новых явлений, событий и фактов.

Выдвижение гипотезы - процесс эвристический, опирающийся преимущественно на опыт и интуицию исследователя. Гипотеза никогда не возникает на пустом месте и отличается от измышления тем, что, как правило, опирается на итоги, освоение того, что было достигнуто определенной отраслью науки. Первоначально гипотеза предстает в форме утвердительного предложения, в котором не содержится каких-либо указаний на способы ее проверки.

Например, между ориентацией студентов на связь будущей жизни с профессией дипломата и их социально-демографическими характеристиками существует связь. Разработка исходной гипотезы означает переход к выведению следствий, которые должны обладать свойствами сопоставимости с данными наблюдения, опроса или эксперимента, то есть быть проверяемыми.

Для гипотез- следствий обязательно наличие признаков, которые можно проверить разными средствами. Разработка гипотезы предполагает выдвижение максимально возможного количества следствий. Факты, наблюдения, данные опроса, эксперименты служат для эмпирического обоснования гипотезы. Они либо опровергают, либо с той или иной степенью правдоподобия подтверждают Таким образом, исходная гипотеза развертывается в серию гипотез следствий, сформулированных в менее общих понятиях. По своей логической структуре выводная гипотеза аналогична условно-категорическому умозаключению.

В любой гипотезе можно выделить ее основание, состоящее из посылок, в качестве которых используются эмпирические суждения и заключения, которое с той или иной вероятностью подтверждает основание. Например, по отношению к выдвинутой ранее исходной гипотезе о связи представлений студентов своей будущей жизни с профессией дипломата в зависимости от их социально- демографических характеристик можно выдвинуть несколько гипотез - следствий.

У студентов - юношей ориентация в будущем на работу по профессии дипломата будет выше, чем у девушек. Чем выше оценивается уровень материального положения, тем выше степень уверенности в возможности связи своей будущей жизни с профессией дипломата. Проживание с родителями усиливает, а проживание в общежитии ослабляет данную связь.

Студенты, у которых имеются родственники, работающие работавшие по дипломатической линии, в большей мере, чем не имеющие таковых ориентированы на работу по профессии дипломата. Чем старше курс обучения, тем выше ориентация на работу по выбранной профессии. Главные их свойства - содержание прямых указаний на способы проверки.

Подтверждаемость гипотез - следствий является доказательством обоснованности исходной гипотезы. Чем большее число следствий, выведенных из исходной гипотезы, подтверждается, тем больше оснований для утверждения ее истинности. Однако иногда достаточно одного хорошего опровержения, чтобы гипотеза оказалось ложной.

Считается, что самые надежные результаты исследований вытекают из опровержений. Конечно, исследователь заинтересован в подтверждении своих идей, и его подтверждения с каждым разом увеличивают вероятность того, что гипотеза истинна. Тем выше значимость полученных опровержений, которые по логике в таких случаях обладают большей силой, чем подтверждения. Помимо подтверждения, либо опровержения гипотеза может принимать и нейтральное значение, когда нет веских оснований утверждать об истинности или ложности проверяемой гипотезы.

Выдвигаемые гипотезы можно классифицировать по различным основаниям. По взаимосвязи с задачами исследования основными и неосновными можно соответственно выделить основные и неосновные гипотезы. Основные гипотезы указывают на наличие наиболее существенных связей между различными сторонами объекта исследования.

Неосновные гипотезы указывают на побочные связи сторон объекта. По степени разработанности гипотезы разделяются на первичные и вторичные. Первичные гипотезы выдвигаются при разработке методологического раздела программы исследования, вторичные возникают в процессе проверке первичных и служат основанием для разработки нового исследования или нового исследовательского цикла. По содержанию предположений выделяются, прежде всего, описательные и объяснительные гипотезы.

Описательные гипотезы - предположения о существенных свойствах изучаемого объекта. Такие гипотезы могут быть проверены на основе одномерных распределений. Такие гипотезы могут быть проверены на основе двумерных и трехмерных связей, а также многомерного анализа. Итак, следствия из гипотезы подлежат прямой эмпирической проверки. Проверяемость гипотезы считается ее главным параметром. Гипотеза является проверяемой, если область истины, область лжи и область неопределенности могут быть установлены эмпирически.

Для этого она должна соответствовать ряду определенных требований: Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она не проверяема.

Гипотеза не должна быть сложной по логической структуре. Сложность гипотезы определяется количеством переменных, из которых состоит гипотетическое предположение. Элементарный уровень сложности - одна переменная и одномерное пространство. В учебном исследовании предполагается в качестве элементарного уровня сложности гипотезы использовать две переменные, связанные между собой логическими условиями основания и заключения.

Например, чем старше курс обучения, тем выше ориентация на дополнительную помимо учебы оплачиваемую занятость. Гипотеза должна быть приложима не только к тому кругу объектов, которые непосредственно наблюдаются в исследовании, а к более широкой совокупности объектов. Предполагается, что вышеуказанная гипотеза о связи курса обучения и ориентации на оплачиваемую работу может найти подтверждение в большинстве российских вузов. Гипотеза должна отвечать требованию коммуникативности. Идея, понятная только автору должна быть отвергнута.

Гипотеза должна быть независимой от того, кто ее проверяет. Любой научный вывод может быть воспроизведен любым исследователем при соблюдении данных методологических условий, методических процедур и техник. Сбор необходимой информации предварительного характера как теоретической, так и эмпирической об изучаемой проблеме, объекте и предмете исследования.

Предварительный структурный анализ объекта исследования на основе вычленения всех образующих его элементов, их характеристик, описания функций этих элементов, а также взаимосвязи между ними и каждого элемента с объектом в целом. Выявление факторов внешних и внутренних, общих и специфических, объективных и субъективных, прямых и косвенных , влияющих на изучаемую проблемную ситуацию. Выявление особенностей проявления предмета исследования. Уточнение поставленной цели, возможности ее достижения в данном исследовании.

Выдвижение предварительных гипотез о возможных причинно- следственных связях в исследуемых противоречиях проблемной ситуации. Уточнение логической формы и содержания выдвинутых предположений на основе детализации структуры объекта и предмета исследования. Выделение основных и неосновных, первичных и вторичных, описательных и объяснительных гипотез исследования. Выведение следствий из исходной гипотезы, уточнение их связей друг с другом, с целью исследования. После выдвижения следствий из гипотез можно перейти к определению основных задачи исследования, направленных на достижение цели и проверку гипотез.

Задачи социологического исследования В большинстве учебных пособий этап определения задач исследования следует сразу за постановкой цели. Однако, исходя из учебной практики, выяснилось, что студентами легче дается выдвижение гипотез, сопровождающих цель, чем Неопытному начинающему исследователю трудно сразу определить необходимые содержательные задачи для достижения цели. Замечено, что после выдвижения гипотез этот процесс происходит быстрее и эффективнее.

Такой методический ход не ломает структуру программной части исследования, а, напротив, на наш взгляд, задает ей большую логическую обоснованность. Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.

По отношению к цели задачи являются необходимым средством ее реализации, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью определенных процедур исследования. Все те действия, которые планируется совершить для достижения поставленной цели - отражают круг задач исследования.

Задачи раскрывают содержание предмета исследования и согласуются с гипотезами. По отношению к выдвинутым гипотезам - следствиям задачи служат способом их развертывания в ряд содержательных вопросов анкеты. Например, после выдвижения гипотез - следствий о возможных формах связи представлений студентов о свой будущей жизни с профессией дипломата см. Определить уровень материального положения студентов.

Выявить тип проживания с родителями, в общежитии, другое. Определить социально- профессиональный статус родственников. Раскрыть характер ориентаций студентов на виды занятости после окончания вуза. Выявить степень уверенности студентов в возможной связи будущей жизни с профессий дипломата в настоящее время. Другие задачи также легко определяются после выдвижения дополнительных гипотез - следствий.

В социологическом исследовании выделяют основные задачи. Задание 3 Формулировка исходной гипотезы и следствий из нее, определение задач исследования Исходная гипотеза: Например, предполагается существование устойчивой связи между принадлежностью студентов к различным социально - статусным группам и степенью их уверенности в возможной связи будущей жизни с работой по выбранной профессии.

Уверенность в возможной связи будущей жизни с выбранной профессией является отражением влияния различных факторов на объект исследования. Минимально допустимое для учебного исследования количество гипотез - 5. Объяснительные гипотезы строятся на основе выделения основания и заключения. Например, чем старше курс обучения, тем выше ориентация на работу по выбранной профессии. Перечислить все необходимые для достижения цели и связанные с выдвинутыми гипотезами - следствиями задачи исследования.

Количество определяемых задач не ограничивается. Их также можно разделить на основные и дополнительные задачи. Интерпретация понятий и проблема измерения в социологическом исследовании Практическое задание к теме лекции 3. Теоретическая, эмпирическая и операциональная интерпретация понятий Основные положения по теме лекции Понятие - смысл или значение, переданное термином.

Формулируя тему, проблему, цель и задачи, социолог использует понятия различного уровня сложности и значимости для социологического исследования. Давая определения понятиям, исследователь должен стараться использовать термины, выражения, которые хорошо известны и однозначны в восприятии его коллегами, а при их представлении в анкете будут также однозначно восприниматься респондентами.

Достичь этого можно благодаря последовательной интерпретации понятий. В целом работа с понятиями в социологическом исследовании называется интерпретацией, то есть процедурой истолкования, уточнения смысла понятий. Работа с понятиями задает логическую схему социологического исследования и может рассматриваться как самостоятельный, параллельный этап работы наряду с Главное, что их объединяет - связь с выдвигаемыми гипотезами.

Ключевые понятия, задающие логическую схему исследования, должны быть определены в самом начале работы над проектом. Они содержатся, как правило, в формулировке темы, проблемы и цели исследования.

Важно также учитывать, что полный набор понятий образуется в результате выполнения всех этапов работы над методологическим разделом программы. Часто бывает, что именно этап выдвижения гипотез сопровождается использованием наибольшего количества понятий, нуждающихся в последовательной интерпретации. В одном из учебных исследований выдвигалась гипотеза: Из этой гипотезы были выведены два следствия: Из этих гипотез можно выделить, по крайней мере, пять понятий, нуждающихся в интерпретации: Пытаясь его интерпретировать, мы закономерно ставим вопросы: Ответить на первый вопрос можно, используя словарные определения.

Ответ на второй вопрос требует поиска эмпирических значений, построения соответствующих, к примеру, объективных и субъективных показателей отношения к СМИ. Таким образом, можно выделить два основные направления в интерпретации понятий: Концептуализация это подведение частного под общее.


Первая медицинская помощь на судах. Учебное пособие В. И. Дмитриев, К. К.Раевский

29.05.2015 Млада 0 комментариев

Главная Образование и наука Для техникумов и вузов Первая медицинская помощь на судах. Учебное пособие Купить по лучшей цене: Подробнее об акции [x].

Я читал эту книгу. Рецензии Отзывы Цитаты Где купить. Гражданское право в вопросах и ответах. Зарегистрируйтесь, чтобы получать персональные рекомендации. Раевский можно приобрести или скачать: Новости книжного мира Сегодня, 2 июля, в истории В этот день родились: Рецензии и отзывы на книгу Первая медицинская помощь на судах.

Напишите отзыв и получите до рублей Оставьте заявку на рецензии заявок: Рассказы, которые могут спасти вашу жизнь 28 рец. Первичная медико-санитарная помощь детям ранний возраст.

Учебное пособие 21 фото. Клинические рекомендации 14 фото. Универсальный справочник 1 фото. Будьте здоровы и счастливы. Всегда под рукой 80 рец. Уход за больными 1 фото. Основы первой медицинской помощи 1 фото. Справочник скорой доврачебной помощи 1 фото. Врач высшей категории обложка. Учебное пособие 1 фото.

Современные навигационные системы и безопасность судовождения 1 фото. Защита окружающей среды при эксплуатации судов. Информационные технологии обеспечения безопасности судоходства и их комплекс. Похожие на "Первая медицинская помощь на судах". Учебное пособие 2 рец. Учебник для ВУЗов 1 фото. Первая доврачебная помощь 1 рец. Стандарты медицинской помощи 14 фото. Жизнь до и после. Советы врача 1 рец. О самом главном для здоровья. Первая медицинская помощь на судах.

Пособие представляет собой инструктивно-методический материал, определяющий содержание и порядок оказания первой помощи пострадавшим и больным в судовых условиях лицами, не имеющими специального медицинского образования. Изложены правила ухода за пострадавшими, подготовки к транспортировке и ее осуществления, порядок получения консультаций по медицинским вопросам с помощью телекоммуникационных систем. Учебное пособие адресовано студентам курсантам высших и средних учебных заведений водного транспорта, а также членам судовых команд, обязанным оказывать первую помощь пострадавшим при отсутствии на борту медицинских работников.

Руслан, Иркутск , Приходилось иметь дело со многими сайтами, нередко случались сбои в получении текстов: Приходилось тратить много времени и оставался неприятный осадок от работы ресурсов. На данном сайте скачивание не составило труда: Учебное пособие" оказалась в моем компьютере совершенно бесплатно. Яна, Ростов-на-Дону ,


1 2 3 4 5 6 7 8